Фрагменты брошюры для русских родителей:
BDA ( Biomechanical Developmental Approach )
Кому может помочь этот метод?
BDA как терапевтический метод благоприятно воздействует на базовые структуры тела, которые несут функцию поддержки и играют ключевую роль в сенсорном развитии. Исходя из этого, диапазон врожденных и приобретённых проблем, при которых может применяться этот метод - очень широк. Однако, наиболее значительная часть пациентов - это дети и взрослые с церебральными параличами
различных проявлений, таких как:
Повышенный и
пониженный тонус мышц
Тетрапарез
Гемипарез
Диплегия
Триплегия
Моноплегия
Дискинетические и атактические формы дцп,
а также:
Аутизм
Задержка психомоторного развития
Синдром гиперактивности
Недоношенность
Мышечная дистрофия
Расщепление позвоночника
Различные генетические синдромы
Курсы BDA (BDA courses)
На этих курсах родителей обучают применению метода на их детях.
Курс разделён на две фазы:
1. Оценка (Аssessment)
Проводится большое количество различных тестов с целью наиболее точного
определения существующих структурных проблем, над которыми нужно
будет работать, чтобы достичь максимально возможного эффекта. Все тесты
фотографируются и записываются, что позволяет впоследствии производить сравнительную оценку состояния ребёнка
и документально фиксировать происходящие перемены и улучшения.
2. Обучение (Training) Обучение делится на 3 сегмента: а) сначала родителей обучают новым подходам и техникам; б) затем идёт применение этих походов к ребёнку. Инструктор демонстрирует новое упражнение на ребёнке, а родители потом повторяют за ним. Инструктор подробно объясняет все нюансы выполнения данного упражнения,- родители тем временем могут записать это на видео; в) в конце обучения, родители делают все ранее изученные упражнения на ребёнке, а инструктор корректирует правильность выполнения.
После окончания обучающего курса можно поддерживать контакт с инструктором через Skype или электронную почту.
У детей и взрослых с особыми потребностями существует целый ряд проблем в базовых жизненных функциях, начиная с дыхания и заканчивая ходьбой. И каждая из этих функций требует специальных условий и предпосылок для улучшения.
BDA выявляет структурные изменения тела, препятствующие естественному развитию и движению.
Применяемая в рамках метода терапия успешно улучшает структуру тела любого человека с особыми потребностями. Функциональные способности и физическая структура неразрывно связаны между собой. Для развития функции необходима соответствующая структурная база,- без неё любые тренировки не будут успешными. Одним из важных признаков полноценной структуры является её целостность. На фотографиях вы можете увидеть примеры структурной целостности и структурного коллапса.
Коллапс - это лишь один из видов структурных нарушений. Есть много других слабых сторон, кроме мышц, о которых в первую очередь думают при структурном коллапсе. BDA указывает на все дефекты в структуре при неправильном ее развитии.
Примеры структурного дефицита:
Недостаточная мобильность позвоночника.
У детей с церебральным параличом часто присутствуют нарушения в координации тела и конечностей, и это всегда связано со сниженной мобильностью позвоночника.
Недостаточное количество кольцевых (волнообразных) движений позвоночника создаёт трудности с развитием многих моторных функций, таких как:
Сидение
Дефицит стабильности и мобильности позвоночника мешает развитию уравновешивающего баланса,- и ребёнок не может научится сидеть самостоятельно.
Стояние
Кольцевые движения позвоночника очень важны для развития моторики, потому что в норме мы используем покачивание позвоночника, чтобы передать импульс конечностям. А если эта функция не получила достаточного развития,- движение вынужденно начинается с ног, что приводит к непомерной трате энергии, нарастающему напряжению в конечностях или к полной неспособности самостоятельно ходить.
Дыхание
Было установлено, что дети с особенностями развития используют до 10 раз больше энергии только на дыхательную функцию. А когда ребёнок испытывает такие большие трудности с самой базовой функцией, не остаётся сил для любых видов моторного развития, начиная с контроля головы и тела.
Биомеханика дыхания нарушена, что проявляется через т.н. парадоксальное дыхание (когда грудь при вдохе сокращается). Со временем, грудная клетка принимает форму колокола, верхняя её часть - очень узкая, а нижняя - широкая.
Правильная биомеханика дыхания
оказывает положительное влияние на развитие позвоночника и тела в целом, что способствует улучшению осанки и способности удерживать свой вес.
Техники, применяемые BDA, улучшают функцию дыхания, моделируя форму грудной клетки, - и это способствует более правильному развитию всего туловища, тогда ребёнок сможет научиться сидеть самостоятельно или улучшить эту способность.
Биомеханический метод развития работает со структурами, которые мы не можем сознательно контролировать, чтобы иметь возможность заниматься ими целенаправленно. Это микродвижения отдельных позвонков, между позвонками и рёбрами, смещение грудной клетки в процессе дыхания, соединения в глубине суставов...
BDA "снаружи" стимулирует эти движения и даёт ребёнку достаточно времени, чтобы изучить и интегрировать их в свою проприоцептивную систему.
Такие микродвижения между отдельными частями тела характерны для детей первого года жизни, когда ребёнок инициирует движение туловищем. Как правило, после года возможность такого развития заканчивается,- ребёнок растёт, конечности удлиняются, и тогда он пытается инициировать движение руками или ногами, практически не задействуя туловище. Такая компенсация неблагоприятно влияет на дальнейшее развитие и формирование тела.
Однако, в BDA мы применяем техники, которые снижают проявление спастичности в оболочке мышц (фасциях) и, таким образом, увеличивают диапазон движения. А дети с гипотонусом, страдающих от слабости соединительных структур, становятся более крепкими и стабильными.
Регулярные занятия по методу BDA развивают как дыхание (что мы видим на фотографиях), так и другие метаболические функции.