ЧАСТЬ III. КАК УЛУЧШИТЬ СТРУКТУРУ ТЕЛА РЕБЕНКА.
Итак, первый вопрос был: можем ли мы улучшить внутренние движения, чтобы поменялся контакт с внешней механической средой? Допустим, что можем, тогда вопрос,- до какой степени?
Я уже говорил о том, что повышениe качества внутренних движений - это наилучший путь к восстановлению функции, и поэтому не буду возвращаться к этому. Рассмотрим другой вопрос: каким образом прогресс в моторике или внутренних движениях может улучшить взаимоотношения с механической средой и, в конечном итоге, видоизменить структуру? Здесь есть и хорошие и плохие новости. Глубокие внутренние движения приносят пользу и улучшают структуру круглосуточно. Например, возьмём дыхание. Если нам удастся изменить то, как ребёнок дышит,- со временем новая биомеханика грудной клетки будет менять форму всего тела.
Другой пример, увеличение диапазона движения позвоночника. Если научить ребёнка инициировать движение спиной,- это очень положительно отразится на его развитии.
Вполне очевидно, что если нам удастся что то изменить в наших двигательных паттернах,- это в итоге приведёт к изменениям в структуре. Но как мы можем изменить внутренние движения у ребёнка? Например, при парадоксальном дыхании нижняя часть грудной клетки расширяется, а верхняя - сужается, и силой мысли это не изменить. И даже если это было бы возможно, в реальности мы не контролируем сознательно то, как мы дышим в повседневной жизни. И даже если нам удасться в какой то степени взять под контроль определённые функции на некоторое время,- это всегда приводит к избыточной трате энергии, а также к невозможности использовать структуру тела предназначенным для этого образом. В тот самый момент, когда мы начинаем пристально следить за своим движением, оно теряет естественность и спонтанность. Исследования показали, что когда мы производим движения усилием воли, больше всего работают белые мышцы, а они обладают наименьшей энергоэффективностью.
При этом совершенно понятно, что в самом начале обучения новому движению мы делаем это сознательно, например, стараясь научиться ездить на велосипеде. Только начиная крутить педали, мы чувствуем напряжение и скованность, но потом, по мере нарастания умения, становимся все более расслабленными и уже не контролируем каждый поворот. Но что, если велосипед неисправный: рама погнута, руль шатается, а цепь - плохо натянута? Тогда мы вынуждены будем постоянно думать о том, как все же доехать до места назначения, и устанем куда больше, потратив впустую огромное количество энергии.
Таким образом, если вы постоянно вынуждены сознательно контролировать свои движения,- вы заранее проиграли, потому что в этом случае вы не используете структуру должным образом, и она не сможет измениться
так, как вам бы этого хотелось.
Продолжение следует.