Lenon, чисто с точки зрения АБМ упражнения "опора на руки" нет. Анинамама правильно сказала. Но. Попробуйте представить себе что именно происходит, когда ребенок опирается, какие мышцы при этом задействованы, и можно ли включить их каким-нибудь другим способом.
Когда мы с Даней были на этой ступени, было два подхода. Первый, "перевернуть" ребенка. Представьте себе ребнка на пузе, который выпрямляет руки и опирается на пол. Теперь "переворачиваем" картинку и получаем ребенка на спинке который пол "отталкивает". Чтобы сымитировать такое отталкивание мы укладывали ребенка на пол, на спинку, комфортно, и давали ему всякие вещи потолкать, поднося их сверху - мячик маленький, большой мяч для фитнеса, воздушный шарик, пустую картонную коробку, широкую книжку, маленькую подушку, большую подушку, барабан, и т.д. Ребенок радостно по всему этому молотил руками. Естественно, я выбирала предметы по которым ему больше всего нравилось лупить и пихать. Потом то же самое делаем лежа на боку, пихаем все подряд двумя руками или одной рукой. Пихать можно маму, сидя у нее на руках, можно пихать стенку, когда на ней наклеены яркие картинки, пихать можно ваньку-встаньку, сидя с поддержкой, и т.д. Пихание должно быть удобным, чтобы не приходилось далеко тянуться за предметом постоянно (иногда можно, для разнообразия).
И второй подход "от обратного", когда мы задействуем ту же группу мышц (плечи, грудь, руки) только в другую сторону - подтягиваясь на ручках. Мы пробовали подтягивание за мамины пальцы, когда ребенок держится, а мама помогает немножко подняться. Обратно можно падать на мягкую подушку, очень весело получается. Но именно немножко - полностью поднимать ребенка из положения лежа в сидячее таким образом не рекомендуется.
Еще хитом сезона было упражнение, которое ненаучно, но точно мой муж обозвал "отдирание"
ребенок цепляется за что нибудь, а родители его пытаются оттащить. Хорошо подошли бортики ванной и кроватки. Естественно, это проходит как игра "Давай, даня, держись", а потом мама потихоньку его пытается оттащить. Первое время мало что получалось, потом ребенок начал потихоньку включать не просто пальцы, а все плечи и грудь, и сразу стало веселее. Естественно, я по прежнему могу отодрать его от чего угодно одним движением - я пока сильнее
но идея в том, чтобы именно играть и давать ему возможность УСПЕШНО сопротивляться.
Наверняка Вы можете придумать еще что-то или адаптировать какие-то вещи к такому подходу. Главное, не заставлять ребенка делать то, чего он пока не может.
Анат говорит что "любой опыт это - опыт". Это значит что ребенок усваивает ВСЕ что с ним происходит в той или иной мере. То есть, когда ребенка сто раз ставят в какую нибудь позу в которой он не может удержаться, и сто раз ребенок падает когда его отпускают - его тело запоминает что "в такой позе я падаю", и даже когда уже есть и мышечная масса и контроль - его может не хватить чтобы перебороть такое убеждение и страх ребенка. И еще - положительный опыт запоминается в сто раз лучше чем отрицательный. То есть один успех может перебить сотню неудачных попыток.. но это должен быть, как опять же правильно заметила b]Анинамама[/b], СВОЙ опыт.